img
Главная > Как составить учетную политику

Как составить учетную политику

Учетная политика является одной из ключевых составляющих организации на предприятии грамотного бухгалтерского учета, соответствующего целям и принципам бизнеса, в котором применяется. Так, учетная политика представляет собой набор правил, которые регулируют ведение бухгалтерского учета на предприятии и обеспечивают прозрачность периодических отчетов бухгалтерии. При помощи такого документа учетной политики можно понять схему отражения в отчетах всех хозяйственных операций.

Как составить учетную политику?

Составляют учетную политику организации главный бухгалтер либо аутсорсинговая компания, ответственная за весь объем работ по бухгалтерии. Следует отметить также, что практика пользования услугами аутсорсинга встречается все чаще, что обеспечивает квалифицированный подход и критичный “взгляд со стороны” на бухгалтерию компании-заказчика.

Как правило, в документе учетной политики раскрывается смысл всех используемых в проводках счетов и приводится перечень документации, используемых при формировании отчетности. Ниже представлены основные документы, которые используются при написании учетной политики и суть которых в полном объеме раскрывается в ней:

  • план счетов, используемых в стандартных и специальных проводках;
  • первичные документы и их формы;
  • абсолютно все документы, используемые для составления обязательной бухгалтерской отчетности;
  • основные регистры бухучета.

Также в учетной политике расписываются основные правила и регламенты, регулирующие ведение бухгалтерского учета:

  • методы, применяемые для оценки активов;
  • порядок распределения обязательств;
  • принципы проведения инвентаризации;
  • порядок контроля над хозяйственными операциями;
  • сроки формирования отчетов;
  • регламенты формы сдачи отчетов;
  • прочие принципы, участвующие в регулировании бухгалтерского учета.

Подчиняясь перечисленным правилам и регламентам, ответственные за ведение бухгалтерии смогут вести учет, совершенно прозрачный и простой для понимания.

Как не допустить ошибок и составить грамотную учетную политику?

Очень важно при составлении учетной политики не упускать важных моментов и не допускать распространенных ошибок, способных нарушить всю задуманную структуру. Грамотно составленная учетная политика призвана обеспечивать:

  • полноту подробного отражения схемы хозяйственных операций предприятия;
  • своевременность отражения хозяйственных операций, т.е. не следует вносить их задним числом;
  • соответствие полученных данных в результате аналитического учета всем оборотам и остаткам, отраженным в счетах синтетического учета;
  • рациональность ведения бухгалтерского учета (ценность полученной информации должна соответствовать осуществленным трудозатратам);
  • создание резервов появления дополнительных обязательств и возможных расходов;
  • четкое описание уникальной документации, используемой для отчетности и прочее.

Приведенных правил вполне достаточно, чтобы создать толковый документ учетной политики. Вопрос только в том, насколько успешно с этим смогут справиться собственные специалисты отдела бухгалтерии, которые возможно захотят получить на выходе документ, упрощающий их работу, а не строго контролирующий.

Все чаще стала применяться практика обращения предприятий к услугам аутсорсинговых компаний, берущих под свою ответственность работы по осуществлению как отдельных операций бухгалтерии, так и полного цикла всех работ, входящих в организацию бухгалтерского учета. Компания-аутсорсер также может отвечать за правильность составления и соблюдения всех правил установленной учетной политики.